Просто и понятно о гомеопатии: действие, принципы, преимущества и недостатки, правила приема, противопоказания. Лечение подобного подобным Подобное подобным излечивается

Подобное лечится подобным. Мифы и реальность.
(От Гиппократа до Ганемана
)

Аннотация

В статье приводится описание основных этапов развития гомеопатического метода лечения, истоки его формирования, разновидности проявления.

Приводятся примеры использования принципа подобия в народной медицине древности, описывается опыт практического применения данного принципа и его теоретические разработки в работах Гиппократа и Парацельса.

Отмечается историческая роль выдающегося немецкого врача Самуила Ганемана (1755-1843) в создании гомеопатии как целостного метода лечения.

"Халдеяне, уподобляя вещи земные вещам небесным и небо низшему миру, видели в этой взаимной симпатии частей вселенной, разделенных по их положению, но не по самому их существу, гармонию, которая их соединяет подобно музыкальному аккорду".

(Филон Александрийский «О переселении Авраама»)

Существуют некоторые закономерности, которые пронизывают все сферы мироздания, проникают в самые потаенные области материи и духа, затрагивают наше сознание, охватывают глубины подсознательного, и в то же время являются стержневыми, краеугольными для всего того, что зовется видимым и невидимым, имманентным и трансцендентным, внутренним и внешним, мужским и женским. Пожалуй, одним из таких наиболее известных и, в то же время, загадочных явлений нашей действительности, является принцип подобия, основная идея которого была изложена еще в III-II вв. до н.э. Гермесом Трисмегистом в трактате «Изумрудная скрижаль» следующими словами: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершилось чудо единственного Единого».

Но, к сожалению, по всей видимости наиболее привычным использованием принципа «подобное производит подобное» являются предпринимавшиеся многими людьми в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению или уничтожению последнего в полной уверенности, что человек, против которого направлены эти действия, испытает при этом те же страдания или умрет.

«Тысячелетия тому назад он был известен колдунам Древней Индии, Вавилона и Египта, равно как Греции и Рима, и еще в наши дни в Австралии, Африке и Шотландии к нему прибегают коварные и злонамеренные люди. Индейцы Северной Америки верят, что, нарисовав чью-то фигуру на песке, золе или глине или приняв за человеческое тело какой-то предмет, а затем проткнув его острой палкой или нанеся ему какое-то другое повреждение, они причиняют соответствующий вред изображенному лицу. Например, когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом магические заклинания. Перуанские индейцы изготовляли из жира, перемешанного с мукой, изображения людей, которые им не нравились или наводили на них страх, а затем сжигали эти изображения на дороге, по которой должна была пройти жертва. Это называлось «сжечь душу»» .

Гомеопатическая магия, прибегающая к посредству изображений, обычно практиковалась со злонамеренной целью отправить на тот свет нежелательных людей. Но она использовалась (хотя куда более редко) и с благожелательными намерениями, например, чтобы оказать помощь ближним, в том числе с целью облегчения родов или для дарования потомства бесплодным женщинам. У батаков (остров Суматра) бесплодная женщина, желающая стать матерью, изготовляет деревянную куклу, которую держит на коленях, полагая, что это приведет к исполнению ее желания.

Некоторые из даяков с острова Борнео приглашают к роженице шамана, который пытается облегчить роды, массируя ее тело, то есть рациональным способом. Тем временем за пределами комнаты другой шаман прилагает усилия к достижению той же цели средствами, которые показались бы нам совершенно иррациональными. Он притворяется роженицей: большой камень, привязанный к его животу тряпкой, обмотанной вокруг тела, изображает ребенка в утробе матери. Следуя указаниям, которые выкрикивает его коллега на действительном поле действий (в комнате), он передвигает воображаемого ребенка по всему телу, точно воспроизводя движения действительного младенца, пока тот не появится на свет.

В Древней Греции человек, которого ошибочно сочли мертвым и по которому в его отсутствие были совершены погребальные обряды, считался мертвым до тех пор, пока не проходил через обряд нового рождения. Его проводили между ног женщины, омывали, завертывали в пеленки и передавали на попечение кормилицы. Лишь после скрупулезного исполнения этого обряда вернувшийся мог свободно вступать в общение с живыми людьми.

Сфера применения принципа подобия диктовалась внутренними и внешними мотивами, побуждающими к действию носителя этого принципа, каковым в древности обычно являлся колдун. На самых ранних ступенях развития первобытного общества магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному - колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна: магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения» .

В течение многих веков обрядовая сторона целительских практик преобладала над медицинской, в то же время магия все в большей степени переплеталась с развивающейся религией.

Начиная с Гомера, на фоне уже сложившейся храмовой медицины, стала зарождаться научная медицина, помимо практической лечебной деятельности, занимающаяся исследованием нормальных и патологических процессов в организме человека, ставившая во главу угла научный подход. В Древней Греции, а затем и в других странах складывается целый ряд врачебных центров, самым известным из которых стал греческий Кос, где приблизительно в 460 году до н. э. родился знаменитый асклепиад Гиппократ. В семье Асклепиадов, привилегированной прослойки врачей, считающих себя прямыми наследниками бога медицины классической эпохи – Асклепия, в Книде и Косе передача медицинских знаний осуществлялась от отца к сыну.

Основным методом лечения у гиппократиков – группы врачей, в разные годы написавших все 62 трактата (не считая апокрифических работ), входящие в состав «Гиппократова сборника» - является принцип лечения противоположным, то есть антипатия. Однако, учение Гиппократа столь разнообразно, что в нем встречается и примеры лечения подобным.

В своей работе, посвященной Гиппократу и его учению, известный представитель научной медицины XYI века Ян Корнарий, ссылаясь на «Гиппократов сборник», пишет: «Per similia morbus fit, et per similia adhibita ex morbo sanantur. Velut urinae stillicidium idem facit si non sit, et, si sit, idem sedat. Et tussis eodem modo, velut urinae stillicidium, ab iisdem fit et sedatur, aliquando autem a contraries» . «Болезнь производится средствами, схожими с теми, которые употребляются для её излечения. Например, задержание мочи причиняется тем же, чем от него и излечиваются. Равным образом, кашель может произойти от действия тех же самых средств, которые обыкновенно его останавливают - иногда же, впрочем, и от противоположных».

Основоположник классической гомеопатии С. Ганеман в своем труде «Органон врачебного искусства» упоминает: «Уже автор книги, приписываемой Гиппократу, говорит о весьма упорной холере, излеченной единственно белою чемерицей (helleborus albus), которая между тем, по свойству своему, производит холеру – как это видели Forectus, Ledelius, Reimann и многие другие» .

Один из законов, на который ссылались древние врачи и философы для объяснения дифференциации частей эмбриона, состоял в том, что подобное стремится к подобному. Так, в трактате «О семени и природе ребенка», приписываемого Гиппократу, говорится: «Тело, возрастая от дыхания, делится на члены, и в нем все подобное несется к тому, что ему подобно: плотное к плотному, редкое к редкому, влажное к влажному; всякое несется в собственное место, к тому, с чем имеет сродство и из чего также произошло. И все, что произошло из плотного, становится плотным, а все, что из влажного – влажным, и все прочее возникает по такому же способу во время роста» .

Другая грань закона подобия приоткрывается в трактате «О природе человека», где говорится о принципе действия лекарства в организме человека: «когда лекарство войдет в тело, оно прежде всего извлекает все то, что ему из всех элементов, существующих в теле, наиболее сродно по природе, а затем уже извлекает и очищает и все остальное, подобно тому, как посаженные растения, когда они войдут в землю, каждое из них извлекает из земли то, что приспособлено к его природе»

С течением времени учение Гиппократа вышло далеко за узкий круг знаний специалистов и стало частью культурного достояния образованных людей. Во II веке н.э. слава Гиппократа распространилась до самых отдаленных границ греческого мира. Значительный вклад в распространение его идей внес выдающийся врач античности Гален из Пергама, о котором известный французский врач XIX века Шарль Дарамбер писал: «Гален прославил себя своим преклонением перед Гиппократом, которого он называет своим учителем, не меньше, чем огромным вкладом, который он внес в развитие медицинских наук» .

Сменялись эпохи, появлялись новые учителя со своими оригинальными концепциями, имевшими своих последователей. Теории рождались, проживали свой век и большинство из них кануло в лету или остались как исторический факт их существования, также как и их авторы – часто талантливые и выдающиеся представители медицинской науки. Но только реальный практический опыт лечения страждущего человека во все времена оставался главным критерием эффективности труда врачей и целителей.

Имя Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма вошло в историю медицины и философии как Парацельс (1493 – 1541). Он был не только медиком, но и алхимиком, философом, активным борцом против схоластики. Его огромная заслуга перед наукой заключается в соединении медицины с химией. Занимаясь врачеванием и алхимией, он вводит ряд химических веществ в медицинскую практику, заложив основы иатрохимии.

По его мировоззрению, первоматерия есть результат творения Бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялась ему макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, он рассматривал его в единстве с нею, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Процесс познания для Парацельса начинался с природы. Этим Парацельс отличался от многих авторитетных своих предшественников и современников. Им велась бескомпромиссная борьба с «вульгарными» заклинателями духов и теми, кто их «вызывает».

Парацельс считал, что каждое существо не ограничено одним только физическим телом, имеет так же другие, невидимые для человеческого глаза тела, которые он называл - звёздными телами, человеческой и Божественной душой. Человек способен влиять на мир не только физически, но так же своими мыслями и чувствами. Таким образом, в философии Парацельса ставится вопрос об ответственности человека перед вселенной и возникающих в связи с этим этических требований к нему. Если человек противодействует законам вселенной, не соблюдает Закон, то он вносит разлад в мировую гармонию.

В книге «Тайны алхимии, открытые в природе планет» он пишет: «Врачу надо знать первопричину всех болезней, дабы мог он различить, которая проистекает от скверного мяса или питья, а которая от яблок, трав и иных плодов земных; и полезно знать ему тайны трав и кореньев, которыми можно излечить болезнь. Но если причина кроется в минералах, такие болезни надо исцелять тайнами известных металлов, ибо тайны трав и кореньев совсем иные и здесь бессильны. Подобным же образом, если болезни вызваны влиянием небес, ни одна из вышеупомянутых тайн не сможет избавить от них, но оные должно исцелять астрологией и небесными влияниями. Наконец, если та или иная хворь или напасть накликаны на человека неким сверхъестественным путем, колдовством или же какими-либо магическими чародействами, то ни одно из названных трех лекарств не поможет; но должно существовать магическое средство, которым можно ее исцелить»

Парацельс жил в среде, для которой было свойственно внешнее благочестие, часто скрывающее за собой внутреннюю пустоту и, будучи христианином, он проповедовал следующие принципы: «нам надлежит утвердить фундамент и краеугольный камень нашей мудрости на трёх основных положениях. Первое из них есть молитва (сильное стремление и желание к тому, что есть благо) … и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чём просим и найдём то, что ищем. Двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами, и то, что было сокрыто от нашего взгляда, откроется нам. Следующий принцип есть вера; не простая убеждённость в чём-то, что может быть или не быть истинным, но вера, основанная на знании, непоколебимая убеждённость, вера, которая может двигать горы и низвергать их в океан и для которой возможно всё. Третий принцип есть Воображение. Если сила эта пробуждена должным образом в нашей душе, нам не составит труда привести её в гармонию с нашей верой. Человек, погруженный в глубокое раздумье, похож на лишившегося всех своих чувств. Мир считает его глупцом, но для Всевышнего он мудр. Он может достичь Бога через свою душу. Таким путём, мы можем стать, подобны апостолам и не бояться, ни смерти, ни тюрьмы, ни страданий, ни пыток, ни усталости, ни голода и ничего другого» .

Бессилие нозологического подхода в назначении лекарственных средств и гомеопатический принцип «лечения подобного подобным» проповедуются Парацельсом в следующих словах: «Название болезни не служит показанием для лекарства. Это подобное, которое должно быть сравнимо с его подобным, и это сравнение ведет к открытию чудесных составов для исцеления.… Ни одна горячая болезнь не излечивается холодным, ни холодная - теплом. Но часто бывает, что подобное своему излечивает свое…».

Гений Парацельса на закате Средневековья сделал отчаянную попытку прорвать блокаду устоявшихся традиций, впервые ввел в медицинскую практику целый ряд новых средств, как растительного, так и минерального происхождения на основании того, что в составе живого тела участвуют те же “элементы”, которые входят в состав всех тел природы; развил теорию медицины, исходя из приоритета холистического подхода к здоровью человека над нозологическим, чем и способствовал скорейшему появлению на свет лечебного метода, знакомого нам под названием «Гомеопатия» и основателем которого является немецкий врач Христиан Фридрих Самуил Ганеман (1755-1843)

Медицина 18-ro века находилась в безотрадном положении. Физиологии, патологии и диагностики не существовало почти вовсе; но, тем не менее, каждую болезнь непременно старались как-нибудь более замысловато объяснить, вследствие чего создавались всевозможные и разнообразные теории и гипотезы происхождения болезней, сочинявшиеся за письменным столом и не имевшие за собою никакого реального основания.

Будучи гениальным врачом, сочетающем в себе реалистический взгляд на окружающую действительность, энциклопедические знания в разных областях науки своего времени и огромный творческий потенциал, Ганеман видел всю недееспособность современной ему медицины, и в 1808 г. говорил: «Нужно же, наконец, громко и открыто сказать, и да будет же громко и откровенно сказано перед целым светом: наше медицинское искусство требует полного преобразования с головы до ног. Всё, что не нужно, - делается, а что самое существенное, то совершенно просматривается. Зло стало так велико, что добродушная мягкость Иоганна Гуса больше не поможет, и только пламенное усердие твёрдого, как скала, Мартина Лютера, может вымести необычайный сор» .

Ганеман осознавал, что вся современная ему медицина все больше отрывается от реальности, и находился в постоянном поиске, много читал, профессионально проводил химические эксперименты, занимался переводами с французского, английского и итальянского языков выдающихся сочинений в области медицины и химии. Он не ограничивался простой передачей этих работ с чужого языка на немецкий, но дополнял их собственными, весьма ценными, примечаниями и самостоятельными исследованиями. В это время он уже пользовался во всей Германии репутацией одного из лучших учёных и врачей, имя которого всюду пользовалось уважением и служило лучшим украшением известных "Химических анналов" Крелля. Его работа "Об отравлении мышьяком" считалась классической в своём роде и до сей поры не потеряла своего значения; предложенные им способы исследования вин во всей Германии назывались "ганемановскими винными пробами"; его препарат чистой азотнокислой закиси ртути до сих пор носит его имя "Mercurius solubilis Hahnemanni".

В 1790 году, случилось событие, которое послужило появлению на свет нового метода лечения. Во время перевода раздела работы Кёллена «Лекарствоведение», посвященному действию хинной корки, он решился испытать её на самом себе и открыл, что она вызывает особого рода лихорадку. «Этот факт навёл его на размышление, не оттого ли хина излечивает перемежающуюся лихорадку, что она имеет способность вызывать другую искусственную, но более или менее сходную лихорадку, и не в этом ли заключается специфичность всех лекарственных веществ, что они в состоянии производить у здоровых болезненные состояния, подобные тем, как они излечивают у больных, т.е. на основании того соотношения между болезнью и лекарством, которое он позже окрестил под именем «гомеопатического». Глубокое размышление над этим вопросом и усердное изучение в течение 6 лет древней и новой литературы, с целью проследить следы этого (гомеопатического) принципа у древних авторов и позднейших писателей, привели его к более зрелому убеждению, что в корне всякого действительного радикального излечения посредством лекарств лежит принцип similia similibus curantur, и результат этой шестилетней умственной работы он опубликовал в 1796 г. в журнале Гуфеланда, в замечательной статье, под заглавием: «Опыт нового принципа для отыскания целительных сил лекарственных веществ»» . В этой работе впервые прозвучала сущность учения С. Ганемана: «Каждое влиятельное лекарственное средство возбуждает в человеческом теле известный вид собственной болезни, которая тем своеобразнее, определённее и сильнее, чем сильнее лекарство. Нужно подражать природе, которая иногда излечивает хроническую болезнь посредством присоединяющейся к ней другой, и нужно применять к подлежащей излечению (преимущественно хронической) болезни то лекарственное вещество, которое в состояние возбудить другую, наивозможно сходную, искусственную болезнь, и первая будет излечена; similia similibus» .

1796 год считается годом рождения Гомеопатии.

В 1805 г. С. Ганеман опубликовал также в журнале Гуфеланда статью под названием «Опытная медицина», в которой получили дальнейшее развитие основные положения его «Опыта нового принципа». Она содержит в себе серьёзное и сжатое изложение всего учения, основанного отнюдь не на каких-либо умозрительных догадках о сущности болезней, а исключительно на опыте и наблюдении. Ганеман теперь предлагает своё практическое правило лечения гораздо более уверенно и настойчиво, и не только в применении к хроническим, но и к острым болезням. «Успех такого лечения, согласно с законами природы, так надёжен, так верен без всякого исключения, так быстр вне всякого ожидания, что ни один метод лечения болезней не может представить ничего подобного. Излечение острых и хронических болезней, как бы они не были угрожающи, тяжелы и продолжительны, наступает так скоро, так совершенно и так незаметно, что больной воображает себя непосредственно перенесённым в состояние настоящего здоровья, как бы посредством нового творения» .

В то же самое время Ганеман продолжал испытания других лекарственных средств, предполагая что и они, подобно хине, смогут вызывать в здоровом организме болезненные состояния, подобные тем, какие они излечивают у больных. У него появляются ученики и последователи, которые присоединяются к этим опытам.

Он изучает всю доступную ему медицинскую литературу и собирает множество положительных свидетельств, подтверждавших его предположение: везде, где сообщалось о достоверном случае излечения какой-либо болезни посредством какого-либо лекарственного вещества, при поверке оказывалось, что это лекарственное вещество имеет способность вызвать у здорового симптомы, подобные тем, которые оно вылечивало у больного.

На основании всей проделанной работы он делает вывод, что все известные ему случаи излечения больных, отличаясь между собой во всех отношениях, имеют одну общую черту, а именно сходство или гомеопатичность между симптомами болезни и симптомами физиологического действия лекарства, вызвавшего излечение, и, следовательно, эти средства должны излечивать у больного такие болезни, которые сходны с теми, которые они производят у здорового.

Свое развитие учение Ганемана получило в его классическом труде «Органон врачебного искусства или основная теория гомеопатического лечения», вышедшего в свет в 1810 году и в последующем выдержавшего еще пять изданий (последнее, 6-е издание, было опубликовано только в конце 1921 года, много лет спустя после смерти автора).

В этой удивительной книге Ганеман, до сих пор называвший свой метод лечения «специфическим», в первый раз дал ему название «гомеопатического», от греческого слова «гомойон» - подобный и «патос» - болезнь, совершенно согласно с основным практическим правилом этого метода – «similia similibus curentur» - лечи подобное подобным. Это слово было подхвачено на лету для обособления учения Ганемана в отдельную ересь. Сам он был поставлен в вынужденное положение ересиархa, а собравшиеся теперь вокруг него ученики получили сектантское прозвание «гомеопатов», причем первоначальный и грамматически точный смысл слова был совершенно забыт и искажён, и стал теперь иронической кличкой для обозначения чего-то малого до смешного.

Ганеман прямо шел по предназначенному ему пути; помимо преподавания и неутомимого испытания лекарств, он ревностно занимался частной практикой и, благодаря своим удивительным излечениям, с каждым годом приобретал всё большую известность. Ученики его также применяли гомеопатический метод в своей практике, тоже получали выдающиеся случаи излечения и, таким образом, способствовали успеху распространения гомеопатического метода лечения.

Основные принципы учения Ганемана сводились к следующим положениям: 1) изучать действие лекарств в свете испытания их на здоровых людях; 2) применять таким образом изученные лекарства у постели больного на основании гомеопатического принципа, т. е. лечить болезни такими лекарствами, которые сами вызывают у здорового человека подобные болезни; 3) употреблять лекарства, выбранные по этому принципу в малых дозах, т. е., в таких приемах, которые уже не в состоянии проявить своё болезнетворное действие, руководствуясь в вопросе о дозе не рассуждениями, а клиническим опытом и наблюдением; 4) назначать каждое избранное средство порознь, в простом виде, а не в смеси со многими другими. Эти четыре принципа, по его глубокому убеждению, должны были лежать в основе рациональной и успешной терапии, и они-то и составляют цельное, здоровое и неизменное ядро того метода лечения, которое со времени появления «Органона» стало называться «гомеопатией» .

Ганеман признавал, что сущность исцеления в соответствии с законом подобия, который он называл «естественным», ему неизвестна; так же как неизвестен и механизм его действия, но в результате многочисленных испытаний разнообразных лекарственных средств и на основании богатейшего многолетнего клинического опыта, он выявляет те закономерности, которые легли в основу «формулы» этого закона: «Целительные действия гомеопатического способа обусловлены естественным законом, который еще не узнан поныне, но на котором, однако, во все времена основывалось всякое истинное лечение. Вот формула этого закона: Слабейшее динамическое поражение надежно уничтожается в живом организме другим сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего проявления» .

Ганеман не стремился подводить какую-либо научную основу под свой метод лечения ввиду его самоочевидности. Тем не менее, он приводит следующее объяснение, которое считал наиболее верным, так как оно основано исключительно на данных чистого опыта: «Всякая болезнь (нехирургическая) состоит только в динамическом уклонении жизненной силы от нормального состояния, состоящем в изменении отправлений и ощущений организма и обнаруживающемся видимыми припадками. Назначая больному гомеопатическое лекарство, врач подвергает его влиянию другой динамической силы, превращающей естественную болезнь в искусственную, которая очень сходна с первою и несколько сильнее ее. А так как сила, производящая болезнь, представляет собою нечто нематериальное, чисто динамическое, то естественная болезнь перестает существовать, как скоро ее заменит искусственная, первая преодолевается и уничтожается последнею. Но как продолжительность искусственно вызванной болезни обыкновенно незначительна, то и она тотчас преодолевается жизненною силою, так что эта хранительница нашего организма скоро возвращается к нормальному состоянию целости и первоначального здоровья» .

Лечение подобного подобным в том или ином виде практиковалось уже задолго до Ганемана, и он в своем трактате «Органон» указывает на Гиппократа, Бульдюка, Детардинга, Майора, Бренделиуса, Данквертса, Бертолона, Тура, Штёрка, Шталя, и делает при этом следующее примечание: «Я привожу эти выдержки из сочинений писателей, предчувствовавших гомеопатию, не в качестве доказательств основательности этого учения, которое само по себе твёрдо установлено, но чтобы избегнуть упрека в том, будто я умолчал об этих предугадываниях с целью обеспечить за собою первенство этой идеи». Из этих слов ясно видно, что о присвоении Ганеманом чужого открытия не может быть и речи; он только указывал, что «если иногда какой-нибудь мудрец осмеливался предлагать нечто подобное similia similibus, то на это никто не обращал внимания»; а также он имел полное основание говорить, что «никто доныне не преподавал этого гомеопатического способа лечения», «никто его не разрабатывал» (курсив Ганемана).

Великие идеи всегда имеют своих предвестников и великие изобретатели всегда имеют своих предшественников. Многие учёные уже смутно сознавали существование гомеопатического принципа в природе, но Ганеману одному и первому принадлежит заслуга ясной и глубокой оценки гомеопатической идеи и воздвижения этой идеи на степень строго научного индуктивного закона.

За последующие два столетия многие ученые из разных областей знаний занимались разработкой концепции принципа лечения подобного подобным. Особенно большой вклад в это общее дело внесли физиологи, физики и, конечно, врачи-гомеопаты, продолжающие дело своего Учителя.

На недосягаемую и таинственную высоту принцип подобия поднят в Библии, где в 1-й главе Книги Бытия говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [Быт.1,26-27]

Ветхозаветный пророк Исаия, видевший отступничество царей иудейских, нечестие народа и последовавшее в связи с этим в 705-701 гг. до Р.Х. ассирийское нашествие и осаду Иерусалима, по этому поводу говорит: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» [Ис.40,18]

Целебная Божественная Сила открывается в послании апостола Павла к Римлянам: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» [Рим.8,3]

После того, как иудеи сделали себе идол в виде золотого тельца по образу и подобию своих иллюзий о сущности Бога, выведшего их из Египта, Моисей, вернувшийся с горы Синай «бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» [Исх.32,19-20]

Яркий пример принципа лечения подобного подобным приведен в книге Числа, в которой описывается эпизод, происшедший в период исхода иудеев из Египта, когда в результате укусов змей «умерло много народа из [сынов] Израилевых» [Чис.21,6]. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» [Чис.21,8-9].

Апофеозом этого события является сказанное в Евангелии от Иоанна: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин.3,14-15]. Литература:

1. Библия // Синодальный перевод.

2. Hеведомская Л. «Вестник богов» // газ. «Оpакул», № 7.1995.

3. Джеймс Джордж Фрезер «Золотая ветвь. Исследование магии и религии.» // Перевод М.К.Рыклина. М.: Политиздат, 1980.

4. Жуана Жак «Гиппократ» // Феникс, Ростов-на-Дону, 1997.

5. Ганеман Самуэль «Органон врачебного искусства» (5-е издание) // «Аврора», Санкт-Петербург, 1992.

6. Гиппократ «Избранные книги» // Перевод В.И.Руднева. М.:, «Сварог», 1994.

7. Чикин С.Я. «Врачи философы» // М.: «Медицина», 1990.

8. Теофраст фон Гогенгейм Парацельс «Тайны алхимии, открытые в природе планет» // Из «Магического Архидокса»

9. Гартман Франц «Жизнь Парацельса и сущность его учения» // М.: «Новый Акрополь» 1997.

10. Бразоль Л. Е. «Самуил Ганеман: Очерк жизни и деятельности» // СПБ, 1896.

11. Ганеман Самуэль «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ» // Перевод Л.Е. Бразоля. Издание Санкт-Петербургского Общества врачей-гомеопатов, СПб, 1896.

12. Hippocratis Opera Jano Cornario interprete, 1564 pp. 87, 88.

13. Charles Victor Daremberg «Oeuvres anat., physiol. et medic. de Gallen» (1854-56); «Oeuvres choisies d\"Hippocrate etc.» (2-е изд. 1855).
Igor K. Nurmeev.

Let likes be cured by likes. Myths and reality (from Hippocrates to Hahnemann)

In article the description of main phases in the homeopathic method history, origins of its formation and variety of its demonstration are recorded. Examples of similarity principle using in antiquity folk medicine are listed, experience of practical administration of this principle and its theoretical development in works of Hippocrates and Paracelsus are described. Historical role of conspicuous German doctor Samuel Hahnemann (1755–1843) is noted. – в 1986 г. закончил Военно-медицинский факультет при Куйбышевском государственном медицинском институте, по специальности «лечебное дело». В 1987 г. в должности врача медицинского пункта войсковой части принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 1995 г. частная медицинская практика «Диагностика и лечение больных терапевтического профиля с использованием гомеопатии и мануальной терапии». В настоящее время – вице-президент общественной организации «Ассоциация АнтЭра – Институт клинической медицины и социальной работы им. М. П. Кончаловского».

«Болезнь исцеляется вернейшим и совершеннейшим
образом лекарством, которое способно производить в здоровом теле искусственное страдание, сколько возможно более подобное тому, которое надлежит уничтожить» Основоположник гомеопатического метода лечения,
Профессор Лейпцигского университета Христиан
Фридрих-Самуэль Ганеманн (1755-1843)


Человек, впервые попавший на прием к гомеопату, бывает ошеломлен пристальным вниманием к его индивидуальным особенностям и теми вопросами, которые ему задает врач. Пациент с недоверием смотрит на прописанные ему сладкие крупинки, которые на фоне привычных увесистых таблеток, ампул и капельниц выглядят столь невзрачно. Но эффект от невзрачных крупинок бывает подобен чуду. А поскольку в них (об этом уже все знают) почти ничего нет, то это давало основание некоторым подозревать в гомеопатии оккультно-мистическую основу. Что же лежит в основе этого метода лечения? Чем подходы в лечении различных недугов в гомеопатии отличаются от общепризнанных академических? В этих вопросах поможет разобраться семейный врач-гомеопат, врач-инфекционист Герасенко Светлана Ивановна

Принципы гомеопатии

Часто гомеопатия сравнивается с фитотерапией или лечением травами. Это, - утверждает Светлана Ивановна, – в корне неверно. Да, в качестве сырья для приготовления лекарств в гомеопатии используется очень много растений, но есть также и минералы, химические соединения, представители животного царства. Главное – это то, что все гомеопатические лекарства имеют натуральное, ПРИРОДНОЕ происхождение. Человек устроен в соответствии с законами природы, и природа создала для лечения его болезней уникальные лекарства. Для каждой болезни в природе обязательно найдется лекарство, которое сможет полностью излечить недуг! Самое главное – найти это лекарство и выделить его скрытую силу. Именно это и делает гомеопатический способ приготовления лекарств. Этот способ изобрел удивительный человек и естествоиспытатель, пытливый ученый и фармацевт и талантливый врач Самуил Ганеман в 1796 году, когда опубликовал свой труд «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ». На сегодняшний день возраст гомеопатии насчитывает более 213 лет, а все лекарства, испытанные и применяемые когда-либо, работают и по сей день! Ни одно из лекарств не устарело и не было исключено из справочников. Все они будут лечить до тех пор, пока будет существовать природа человека.

Итак, сырьем может быть любое природное (живое или неживое) вещество, но для того, чтобы оно стало гомеопатическим лекарством, необходимо особым образом приготовить его – многократно развести и усилить действие путем тщательного растирания или встряхивания после каждого этапа разведения. Посредством такого приготовления из лекарственного вещества высвобождается такая сила, которая способна будет исцелять полностью.

Часто люди понимают гомеопатию, как лечение малыми дозами, но это не совсем так. На самом деле в гомеопатическом лекарстве вообще нет дозы, говоря языком обычных лекарств. Там вообще нет физических молекул, а присутствует только лишь информация. Эта лекарственная информация способна у здорового человека в ходе эксперимента (временно, на время приема лекарства) вызвать особые симптомы, присущие только данному лекарству. А у больного человека те же самые симптомы оно излечивает навсегда. Вот откуда взялся принцип гомеопатии – «Подобное лечится подобным». «Homeo patus» по латыни означает «подобное страданию». Вещество, как ключ, входит в болезнь.

Гомеопат подбирает каждому пациенту подобное его болезненному состоянию гомеопатическое средство. К примеру, если человек выпьет очень много кофе, то у него будет тахикардия, повышенная возбудимость, он не сможет заснуть. Если ему дать гомеопатический препарат, приготовленный из зеленых зерен кофе, то все эти симптомы пройдут. Но такое же состояние возбуждения может быть не только от большого количества кофе, а по какой-то другой причине. Препарат поможет и в этом случае. Напряженный белый отек появляется на месте укуса пчелы, такие же отеки могут быть при гломерулонефрите – заболевании почек. Врач академической медицины назначит в первом случае антигистаминные препараты, гормональные мази, во втором случае – совсем другие средства. А гомеопат добьется улучшения и в том, и в другом случае с помощью гомеопатического препарата, изготовленного на основе пчелы. У гомеопатов, к примеру, только для лечения насморка существует около ста препаратов именно потому, что протекает он у разных людей по-разному.

Еще один принцип гомеопатии, по словам Светлана Ивановны, заключается в том, что лечиться не болезнь, а больной. Каждый человек имеет свой индивидуальный генетический код, свою индивидуальную конституцию. Поэтому одни и те же болезни при всем сходстве симптомов у каждого человека протекают с индивидуальными, только ему присущими особенностями. Врач-гомеопат при подборе препарата учитывает не только симптомы болезни, но и все конституциональные особенности человека, не только его физическое, но и психическое состояние. Ведь каждое гомеопатическое лекарство помимо влияния на физическое тело имеет сильное лечебное воздействие на самые высокие уровни организации человеческого организма – на эмоции, психику и духовность, приводя в норму все аспекты функционирования.

К примеру, говорит Светлана Ивановна, возьмем взрослого мужчину, который ощущает себя физически здоровым и ничем не болеет, но он патологически ревнив, и это очень мешает ему жить. Он ревнует не только жену, но и ребенка, маму, друзей. Болен ли этот человек? С точки зрения аллопата – нет. А гомеопат скажет, что да! С точки зрения врача-гомеопата, любое состояние человека, которое делает его несвободным, - делает его больным. Это может быть не только физическая боль и страдание, но даже любое страстное желание, страх, фобия или эгоизм и надменность! С подобных нематериальных (духовных или эмоциональных) состояний и начинается общая болезнь человека, которая впоследствии отражается и на физическом теле. Например, ребенок от испуга начинает заикаться или заболевает эпилепсией или бронхиальной астмой. Например, у девушки после приступа ревности открывается маточное кровотечение. Или у пожилой женщины вследствие многолетней тревоги развивается сердечное заболевание.

Идем к гомеопату

Нередко возникают вопросы, как сочетаются препараты академической медицины (аллопатические) и гомеопатические. Светлана Ивановна напоминает, что гомеопатия – это метод лечения, который интегрирован в академическую медицину. Поэтому нет противопоставления академическим и гомеопатическим методам лечения. Мало того, они прекрасно сочетаются. Пример с пневмонией некорректен – лучше его вообще не писать. Использование гомеопатического метода нередко выгодно экономически, потому что их стоимость невелика. Примеры, приведенные ниже неверные. Эта информация немного некорректна. Это лучше совсем убрать.

Кому же наиболее показаны гомеопатические препараты? Любому человеку, желающему восстановить свое здоровье. Нет полового или возрастного ограничения. Гомеопатические лекарства одинаково хорошо работают и у детей, и у взрослых, и у пожилых людей. И в силу своих особенностей гомеопатические препараты не могут принести вреда ни детям, ни старикам.

Конечно же, гомеопатия не является панацеей. И есть патологии, за лечение которых не возьмется ни один врач-гомеопат. Например, острые хирургические состояния, острый инфаркт миокарда, острый мозговой инсульт. Гомеопатию в этих случаях нужно использовать как дополнительный метод лечения и реабилитации. Хорошо поддаются лечению гомеопатическими препаратами различные хронические заболевания. Ведь в отличие от аллопатических, гомеопатические лекарства в силу своих особенностей способны забраться в самую глубь болезни, ее душу, в ее истоки (возможно идущие с самого детства) и излечить страдание полностью. Но как при любом другом методе в этом случае требуется время и терпение, как врача, так и пациента.

Будьте здоровы!

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом


Подобное лечит подобное - равновесие противоположностей Что такое любовь?...

Подобное лечит подобное - равновесие противоположностей

Что такое любовь? Это когда мы не боремся, а принимаем, принимаем ТО, ЧТО есть, и ТАК, КАК это есть.

Тогда это означает, что тупость лечится с помощью тупости, боль - с помощью боли, слабость - с помощью слабости и т.д.!

Боль лечится болью - осторожным надавливанием на то место, которое болит, или, если следовать Алгоритму переживания боли, разрешением боли быть. Ожог лечится огнем, прикладыванием к ожогу соли или мочи. Краснуха лечится с помощью красной тряпки, подвешенной над постелью больного. Склонность к простуде и сама простуда лечится с помощью обливания холодной водой. Мужская слабость лечится с помощью женщины, которые, как известно, слабые существа. И так далее.

Чтобы избавиться от жира, надо начать есть. Чтобы избавиться от худобы, надо перестать все время есть. Чтобы избавиться от страха, надо добавить этого страха - помните вопрос из второй книги, с помощью которого мы работаем со страхами: «А что будет, если?..»

Когда у меня возникли проблемы с желчным пузырем, я пил итальянский напиток кампари. Как известно, он очень горький, а я получал от него огромное удовольствие.

Но помните, что во всех случаях важна правильная доза и время употребления, а не стремление поскорей избавиться от проблемы. В случае передозировки болезнь просто перекинется в свою противоположность. Тогда надо начинать поступать наоборот, чтобы вывести процесс на середину.

В результате лечения подобного подобным противоположности уравновешиваются, и человек оказывается в Середине.

А теперь давайте осознаем, что движет этим процессом.

Раз мы двойственны, значит,причиной того, что происходит снаружи, является противоположность внутри, не проявленная противоположность. Так, тело является проявленной составляющей человека, а ум - не проявленной; так «железка» в магните является проявленной составляющей, а поле - не проявленной.

Если кожа на теле влажная, жирная, значит, причиной того может быть чрезмерная сухость внутри. Стало быть, человеку надо почаще находиться в воде.

Если на теле кожа сухая, значит, внутри много влаги. Стало быть, в период, пока процесс уравновешивается, надо поменьше иметь дело с водой. Например, я в течение нескольких месяцев мылся примерно раз в две недели, чтобы вывести излишки влаги из не проявленного. Сухая кожа у меня появилась в результате слишком частого соприкосновения с водой, ежедневного принятия душа.

Если снаружи человек хорохорится и показывает, что он сильный, значит, внутри, на уровне ума, он слаб. Поэтому снаружи сильные окружают себя слабыми. Рядом с сильными они перестали бы быть сильными. Чтобы вылечить сильного от его силы, надо снаружи добавить силы, тогда слабость начнет выходить наружу.

Если несколько раз перевести человека из силы в слабость, а из слабости в силу, тогда он, наконец, нащупает Золотую Середину.

Если тело и лицо красивые, то есть красиво оформленные, значит, внутри безобразие, бесформенность. Поэтому красивые женщины имеют некрасивых подруг и таким образом сохраняют свою красоту и форму. Если же рядом с ними красивые подруги, то красота быстро блекнет и превращается в безобразие.

Соответственно, некрасивой женщине надо окружить себя еще более некрасивыми женщинами, тогда она начнет становиться красивой, ее внутренняя красота проявится снаружи. На это надо время, терпение и доверие к себе, зато результат - стопроцентный.

Печень отвечает за эмоцию гнева. Если печень болеет, значит, внутри есть запрет на проявление гнева. Стало быть, нужно окружить себя гневом, например, начать смотреть фильмы, где много жестокости.

Кишечник - это источник жизни. Если он болеет, значит, надо окружить себя жизнью, смотреть жизнеутверждающие фильмы, слушать соответствующую музыку.

Если вас окружает ложь или обман, таким образом, вы поддерживаете собственную правдивость, но внутри-то вас тоже ложь и обман. Чтобы уравновесить правду и ложь, выйти на Середину, надо добавить снаружи таких же, как вы, правдивых людей. Не передозируйте, иначе потом придется подружиться с отъявленными прощелыгами и проходимцами, чтобы вновь уравновесить процесс.

Мы создаем боль снаружи, потому что внутри считаем, что не хватает боли. Мы разжигаем огонь, потому что считаем, что не хватает огня, - где холодно, там нет тепла. Мы создаем обман, потому что считаем, что не хватает обмана. В той части нашего существа, где живет правда, ведь нет обмана, правда?

Подобное лечится подобным, чтобы уравновесить противоположности - проявленное и не проявленное.

Ну а в общем, работает принцип:

Если что-то долго не получается, надо действовать наоборот.

Если вы следуете какой-то диете, но ничего не меняется, значит, надо поступить наоборот. Если вы следуете курсу лечения, но ничего не меняется, значит, надо поступать наоборот: сердечникам - бегать, печеночникам - есть соленое и жареное, почечникам - потреблять минералы, язвенникам - есть острое и т.д. Короче говоря, надо делать то, чего вы все время избегали под страхом смерти. Но помните о дозах

А когда надо начинать действовать наоборот? Может быть, если действовать по-старому, еще чуть-чуть, и все получится?

В гомеопатии существует правило: «подобное нужно лечить подобным», то есть при болезни помогает то лекарство, которое у здорового человека вызывает схожие с ней симптомы.

В гомеопатии существует правило: «подобное нужно лечить подобным», то есть при болезни помогает то лекарство, которое у здорового человека вызывает схожие с ней симптомы. Ну а если взглянуть на это утверждение совсем буквально?

Грецкий орех - для мозга

Складки и морщины грецкого ореха делают его форму невероятно похожей на извилины мозга с его левым и правым полушариями. Но на внешнем сходстве дело не заканчивается: эти орехи содержат высокую концентрацию омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, витаминов В1 и В2 и различных микроэлементов. Эти вещества улучшают кровообращение мозга, предотвращают его старение и способствуют улучшению памяти. Не даром это лакомство считается «едой для серого вещества»!

Помидоры - для сердца



Разрежьте помидор пополам, и увидите многочисленные камеры, которые напоминают структуру сердца. Исследования показали, что благодаря содержанию ликопина томаты снижают риск сердечных заболеваний. Если добавить к сочной ягоде немного жира – оливкового масла или авокадо, то усвояемость целебного вещества возрастёт почти в десять раз. Кроме того, помидоры содержат большое количество калия, необходимого для нормального функционирования сердечной мышцы.

Красное вино – для крови



Продукт брожения винограда богат антиоксидантами и полифенолами, поэтому небольшое количество красного вина способно обеспечить защиту против засорения сосудов «плохим» холестерином. Вино так же обладает разжижающим кровь действием, а значит – препятствует образованию кровяных сгустков. При малокровии (анемии), а также общей потери крови полезно пить красное вино, особенно кагор ввиду высокого содержания в нем органического железа, повышающего уровень гемоглобина.

Сельдерей – для костей



Длинные тонкие стебли сельдерея похожи на кости – и очень для них полезны! Сельдерей – это источник кремния, который регулирует минерализацию костей, а так же безвредного органического натрия, способного заменить содержимое солонки. Сельдерейная соль, изготовляемая из корней сельдерея, повышает усвояемость организмом питательных веществ и не скапливается в суставах.

Апельсин – для груди



Сходство с женской грудью круглых цитрусовых – это больше, чем просто случайность. В них содержатся лимоноиды – эти вещества блокируют размножение злокачественных клеток мощнее, чем лекарство тамоксифен, используемое при лечении рака груди. В апельсинах так же содержится много фолиевой кислоты – «главного женского витамина», особенно полезного для будущих мам.

Имбирь – для желудка



Имбирь не просто чем-то напоминает желудок – он его лучший друг! Пряный корешок стимулирует образование желудочного сока, улучшает пищеварение, помогает справиться с тошнотой, случае разладами пищеварения, метеоризмом. Однако это касается только тех, у кого нет проблем с желудком: имбирь противопоказан при гастритах, язвенных болезнях, опухолевых процессах в области желудочно-кишечного тракта.

Фасоль - для почек



Стручковая фасоль обладает мочегонным действием, поэтому традиционная китайская медицина рекомендует употреблять её при болях в пояснице в результате заболевания почек – при отёках почечного происхождения, мочекаменной болезни, проблемах с мочевым пузырём и др. Кроме того, стручковая фасоль благотворно действует на надпочечники.

Морковь – для глаз



Если нарезать морковку кружками, можно увить почти точное изображение человеческого глаза – вплоть до мельчайших линий, имитирующих радужную оболочку. И, как мы хорошо помним ещё с детства, морковь особенно полезна для зрения.

Если кратко: что такое гомеопатия?

Гомеопатия — терапевтический метод лечения, разработанный великим немецким врачом и ученым Самуилом Ганеманом (1755-1843). В основе гомеопатии лежит принцип подобия — вещество, способное в больших дозах вызывать определённые симптомы в организме, в малых дозах способно похожие симптомы лечить, т.е. подобное лечится подобным (similia similibus curantur).

Например, известно, что при отравлении ртутью страдают почки. Следовательно, взятая в малых дозах ртуть способна лечить такие заболевания почек, которые проявляются сходными с ртутным отравлением симптомами.

Само слово "гомеопатия", придуманное Ганеманом, означает "подобное болезни".

Господствующая медицинская система, опирающаяся на принцип "противоположное лечится противоположным" (contraria contraribus curantur), была названа им аллопатией ("противоположное болезни"). Другими законами гомеопатии являются: закон малых (минимальных) доз, закон испытания (прувинга) средств на здоровых добровольцах, закон использования одного лекарства и закон динамизации, а также теория миазмов.

Теория гомеопатии в деталях излагается в фундаментальных трудах Ганемана "Органон врачебного искусства" (1-е издание в 1810 г., 6-е — в 1920 г.) и "Хронические болезни" (1-е изд. в 1828, второе — в 1837 г.), обязательных для изучения во всех гомеопатических школах и колледжах. Фармакологическая база гомеопатии зиждется на ганемановской же "Чистой Материи медике" (1811-1819), многократно дополненной его учениками и последователями. Все эти книги доступны сегодня и на русском языке.

К лечению лекарственными травами (фитотерапии) гомеопатия не имеет никакого отношения.

А что является сырьем для гомеопатических лекарств?

Что угодно, способное вызывать в здоровом организме те или иные изменения и, соответственно, лечить сходные проявления в больном. Это могут быть минералы, растения, грибы, выделения живых организмов (змеиные яды, раневое отделяемое и т.д.) и сами живые организмы (например, пауки). Хотя некоторые гомеопатические средства могут показаться весьма экзотическими, важен не столько их источник, сколько вышеуказанный принцип, по которому они применяются. Именно это отличает гомеопатию от других медицинских систем.

В классической гомеопатической фармакопее числятся около тысячи двухсот препаратов; наиболее широко используемых, с которыми обязан быть знаком любой врач-гомеопат, около 200.

Что обозначают цифры и буквы после названия лекарства?

К минимальным дозам, получаемым последовательными разведениями действующего вещества, Ганеман пришел после того, как столкнулся с обострениями состояния пациентов, вызванного назначением больших доз, хотя и они были много меньше тех, что назначала аллопатическая школа. В гомеопатии обычно используются десятичная, сотенная и LM или Q (пятидесятитысячная) шкалы.

Десятичные разведения были разработаны и введены в гомеопатическую практику немецким врачом Константином Герингом (1800-1880). Сотенные разведения были введены самим основателем гомеопатии, Самуилом Ганеманом; технология их приготовления впервые излагается в деталях в 5-м издании "Органона" (1833). LM(Q)-потенции также являются ганемановским изобретением; они описаны в 6-м издании "Органона" (1920).

Не вдаваясь в мелкие детали (о них можно узнать из специальных справочников) приготовления гомеопатических средств, вкратце процесс приготовления жидких препаратов можно описать следующим образом. Берется материнский раствор действущего вещества, часть которого смешивается в определенной пропорции с алкоголем. Если соотношение один к десяти, то получается первое десятичное разведение, обозначаемое в разных странах D или Х; если один к ста — первое сотенное, обозначаемое буквой С или не обозначаемое вообще.

Для приготовления последующих разведений берется соответствующая часть (десятая для десятичных разведений, сотенная для сотенных) полученного раствора, преносится в новую пробирку и вновь смешивается с соответствующим количеством алкоголя, как описано выше для приготовления первых разведений.

Существует еще т.н. метод одной пробирки, придуманный русским помещиком Семеном Корсаковым (1788-1853), который применяется лишь в некоторых странах и для приготовления разведений выше тридцатого сотенного. Основан он на том, что при полном выливании раствора из пробирки, на стенках все же остается некоторое количество жидкости, равное примерно одной сотой объема раствора. Этот метод не так точен, как описанный выше метод Ганемана, но также показал свою надежность.

В тех случаях, когда гомеопат хочет уточнить, по какому методу должно быть приготовлено лекарство, он добавляет H (для метода Ганемана) или К (для метода Корсакова) после указания разведения. Тысячное сотенное разведение обозначается буквой М.

После каждого разведения получаемый раствор десять раз встряхивается — это называется динамизацией или потенцированием раствора. Гомеопаты считают, что таким образом высвобождается скрытая энергия лекарственного средства.

Полученный в итоге раствор нужного разведения (потенции) может быть нанесен на гранулы молочного сахара — так получаются всем нам известные сладкие гомеопатические крупинки ("шарики").

Итак, например, Aconitum 30Х или 30D, обозначает, что лекарство аконит должно быть отпущено в 30-м десятичном разведении; Apis 200C или 200СН, или просто 200 — апис в двухсотом сотенном разведении (по Ганеману), а Colocynthis 10M — колоцинт в десятитысячном сотенном разведении.

Упоминавшиеся выше LM-разведения имеют в гомеопатии пока что ограниченное применение. Обозначаются они LM/1, LM/2 или 0/1, 0/2 и т.д., до LM 30.

Подробнее о технологии приготовления разведений можно прочитать в статье "Несколько уточнений к разным типам гомеопатических разведений".

Согласно закону Авогадро, ни одна молекула исходного вещества не может быть обнаружена уже примерно в 12X или 6C разведениях. Тем не менее, гомеопатические лекарства прекрасно работают и в сверхвысоких разведениях.

Что именно и как действует — наука пока не знает, в теориях недостатка нет, но для практических целей гомеопатического лечения ответ на этот вопрос не столь важен.

При каких заболеваниях можно использовать гомеопатический метод лечения?

При всех болезнях, не требующих экстренного хируругического лечения.

Это вопрос исключительно компетенции врача-гомеопата. Автор настоящего сайта сам был свидетелем излечения индийскими гомеопатами тех болезней, за которые гомеопаты в "развитых" странах обычно стараются не браться или лечить которые им запрещено по закону: онкологических болезней (в т.ч. опухолей мозга), туберкулеза, тяжелых болезней эндокринной и сердечно-сосудистой систем, нейродегенеративных болезней (таких, как рассеянный склероз). Видел и пациентов, выведенных из комы с помощью исключительно гомеопатических лекарств.

К сожалению, долгие годы преследований и фактического запрещения гомеопатии в СССР сыграли свою роль. Врачей-гомеопатов такого уровня в России немного, если имеются вообще. Обычно "средние" гомеопаты достаточно успешно лечат кожные болезни, неосложненные болезни легочной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, последствия травм, различные аллергии. Многие детские болезни, доставляющие столько неприятностей малышам и их родителям, прекрасно лечатся даже не очень опытными гомеопатами.

Сочетается ли гомеопатическое лечение с аллопатическим?

Да, но в этом крайне редко бывает необходимость. К сожалению, при сахарном диабете 1-го типа, когда пациент годами получает инсулин и гормональной терапией безвозвратно погублены еще функционировавшие бета-клетки поджелудочной железы, уже невозможно обойтись без инсулина, но правильно подобранное лекарство позволяет уменьшить его дозу и значительно замедлить развитие осложнений диабета.

В случае, если гомеопатическое лечение начато немедленно после установления диагноза ювенильного диабета, то иногда возможно и полное излечение.

Как правило, аллопатические препараты приходится уменьшать постепенно, особенно гормоны и антигипертензивные лекарства, которые пациент получает уже долго, чтобы не вызвать резкого ухудшения, связанного с синдромом отмены.

В целом же аллопатические "костыли" грамотному гомеопату совершенно не нужны. Антибиотики, например, можно (и нужно) отменять немедленно.

Связано ли гомеопатическое лечение с диетическими ограничениями?

Универсальным антидотом гомеопатических лекарств считается мята. Поэтому любители мятных конфет, мятной жевательной резинки, чая с мятой или мятной зубной пасты должны отказаться от своих привычек.

Нежелателен кофе. Антидотом считают также крепкий кофе, но поскольку понятие крепости достаточно растяжимо, то лучше кофе просто исключить.

Нежелательно также применение различной "химии" — шампуней и красителей для волос.

Принимают гомеопатические лекарства обычно перед сном, лучше за 30-40 мин. до ужина, тщательно почистив зубы щеткой без зубной пасты.

Это минимальные ограничения. Основатель гомопатии был более строг в требованиях к диете (см. примечание 140 к "Органону")

В чем принципиальное различие между аллопатией и гомеопатией?

Гомеопатия лечит человека, а не болезнь, представляющую собой лишь ярлык. В то время как аллопатическая терапия направлена на борьбу со следствием, а не с причиной, т.е. лишь с симптомами, отдельными проявлениями болезни (суженное расширить, расширенное сузить, недостающее добавить, микроба убить и пр.), гомеопатия лечит весь организм, опираясь на внутренние его возможности.

Целью гомеопатии является полное излечение человека, а не подавление симптомов, обычно сопровождающееся перенесением заболевания на более глубокий уровень организма, что происходит при аллопатическом лечении.

Как связаны с гомеопатией гомотоксикология и метод Фолля?

Истории гомеопатии знает немало методов, заимствовавших у гомеопатии те или иные идеи или отдельные препараты для своих целей, и потом пытавшихся спекулировать на своей "родословной" и "кровном родстве" с гомеопатией. Большинство из этих методов давно и прочно заняли свое место на свалке неэффективных или малоэффективных систем диагностики и лечения. Ожидает ли такая же судьба гомотоксикологию и метод Фолля, покажет будущее. Но в любом случае, основаны они на отличных от гомеопатии принципах, к гомеопатии отношения не имеют, и врачи, их применяющие, гомеопатами не являются. Даже если они очень стараются убедить своих пациентов в обратном.

Иные врачи, в душе сами смеясь над фоллевской диагностикой, объясняют применение этого метода желанием "произвести впечатление" на пациента в условиях конкуренции. Но обычно желание пустить пыль в глаза возникает как раз у тех докторов, успехи гомеопатического лечения которых весьма скромны, что они и пытаются компенсировать "впечатлением".

У тех же, кто применяет гомеопатию по ее законам и имеет соответствующие результаты, нет ни времени, ни желания заниматься "впечатлительной" мишурой.

Что такое комплексные гомеопатические средства?

Это наборы гомеопатических лекарств, объединенных по нозологическому принципу (т.е. для лечения определенной болезни).

Создание этих гибридов противоречит фундаментальным гомеопатическим законам прувинга (испытания лекарств) и одновременного назначения лишь одного лекарственного средства. Их можно определить как средства для домашней аптечки, нечто вроде анальгина или бисептола.

В сравнительно простых случаях они могут помочь; часто по эффективности они могут и превзойти аллопатические средства, используемые для лечения тех же болезней. Рассчитывать на их помощь при мало-мальски серьезных заболеваниях по меньшей мере наивно.

Прописывание врачом этих средств указывает на то, что гомеопатию он серьезно не изучал и с законами ее не знаком. Если при этом сам он не называет себя гомеопатом и не претендует на то, чтобы таковым считаться, большой беды в кратковременном применении комплексных средств нет.

В чем разница между классической и "современной" гомеопатией?

Классические гомеопаты в своей практике опираются на неизменные законы, установленные основателем гомеопатии Ганеманом. "Современная" гомеопатия использует эти законы выборочно, в зависимости от того, что именно приглянулось, а что нет "современному" доктору.

Чаще всего "современность" связана с недополученным или просто отсутствующим фундаментальным гомеопатическим образованием, а то и элементарной интеллектуальной ленью врача.

Классический гомеопат тщательно изучает все конституциональные особенности пациента, назначает одно гомеопатическое средство (обычно в высокой потенции) и наблюдает за развитием реакции на него. "Современный" гомеопат больше ориентируется на болезнь, а не на больного, и использует частые назначения нескольких низкопотенцированных препаратов. Это, по сути, поточный метод работы в поликлинике.

Не слишком греша против истины, можно сказать, что "современная" гомеопатия — это использование гомеопатических лекарств по аллопатическому принципу. Хотя никакого сравнения комплексных гомеопатических средств и препаратов, назначаемых по "современной" методике, быть не может, успех "современной" гомеопатии тоже ограничен определенными болезнями. "Современные" доктора-гомеопаты об этом прекрасно знают и за многие заболевания просто не берутся, предлагая лечить их аллопатически. Отсюда и расхожий миф о том, что такие-то и такие-то болезни гомеопатией "не лечатся".

Если гомеопатия эффективна, почему она не принята всеми врачами?

Не будь гомеопатия эффективной, она не просуществовала бы и двух лет, не говоря уже о двух столетиях, да еще учитывая постоянное стремление аллопатов ее уничтожить. Проблема в том, что эффективной гомеопатия становится в руках только того, кто ее умеет применять. А умение это не сваливается с неба. Оно может быть приобретено лишь сотнями часов изучения и практики под руководством опытных специалистов.

Невозможно стать гомеопатом, прослушав двухсотшестнадцатичасовый курс, как это устанавливается российским Минздравом. Невозможно и за трехсотчасовый, да и за пятисотчасовый тоже. Только тогда, когда гомеопатия будет признана такой же врачебной специальностью, какой являются, скажем, педиатрия, офтальмология или рентгенология, с введением обязательных курсов многомесячной специализации и экзаменов, как это принято для всех врачебных профессий, можно надеяться на то, что средний уровень практикующих гомеопатию резко повысится и интерес к ней со стороны рядовых врачей значительно возрастет.

До тех пор, пока гомеопатом можно законно называться после поверхностнейшего курса, за который, к тому же, платить (и немало) надо из своего кармана, ждать прорыва нечего. Зачастую на таких курсах преподают "гомеопаты", не знающие и не понимающие даже основ гомеопатического метода, и считающие, что гомеопатия отлична от аллопатии только лекарствами.

К сожалению, гомеопатии оказывается сильное сопротивление и со стороны части медицинского истеблишмента. Мысль о том, что кто-то может лечить болезни, которые им самим не под силу, решительно невыносима для людей, проведших в медицине всю жизнь, получивших от нее все, что только можно, и не приблизившихся при этом даже на йоту к пониманию тех механизмов, по которым действует живой организм. Не имея ни малейшего желания вникать в суть гомеопатического учения, они гомеопатию злословят и голословно отвергают, прекрасно понимая, что ее успехи несут естественную гибель их дутым авторитетам и их псевдонаучным "школам", существующим ради себя самих, впустую пожирающим народные деньги и за долгие годы не научившимся лечить и самые простые для гомеопатической терапии заболевания.

Беда в том, что многие из этих дельцов от медицины занимают важные должности в медицинских институтах и могут влиять на умы студентов, не научившихся еще критически относиться к сказанному ex cathedra и различать мелкие своекорыстные интересы, выдаваемые за "слово науки".

Один из крупнейших гомеопатов всех времен, проф. Джеймс Тайлер Кент (1849-1916), говорил, что ему известен лишь один критерий научности в медицине — умение излечивать больного. Тот врач, который знает, как это сделать, тот настоящий ученый. Тот же, кто этого не умеет, и прячет свое неумение за разглагольствованиями от имени науки — просто болтун.

Доказана ли эффективность гомеопатии в исследованиях?

Гомеопатия — искусство индивидуализации, т.к. лечит она людей, а не болезни. Согласно принципам гомеопатии, людей нельзя разделить, как этого требует современная наука, подобно кроликам или крысам, на группы, кормить плацебо и некими универсальными стереотипными лекарствами от некоей болезни, а потом сравнивать полученное.

Каждому больному нужно индивидуально подбирать определенное лекарство, в определенном разведении и с определенной частотой приема. Это и составляет искусство гомеопатии, которое приходится осваивать годами.

Проводившиеся до сих пор исследования с их разноголосицей результатов грешат непониманием именно этой очень простой истины. Фактически, лучшим исследованием гомеопатии является ее более чем двухвековой опыт сотен и сотен врачей.

Гомеопатия способна творить чудеса тогда, когда она применяется по ее собственным правилам. Она имела свои прекрасно обоснованные законы и успешно лечила тяжелейшие болезни еще в те времена, когда аллопаты своей "героической терапией" планомерно подрывали здоровье всех, вздумавших к ним за лечением обратиться: реками пускали кровь, сжигали кожу нарывными пластырями и шпанскими мушками, "отвлекая" внутренние болезни, травили ртутью и выворачивали наизнанку рвотными и бесконечными клизмами.

Разумеется, все это, как и сейчас, от имени "настоящей науки", противостоящей "шарлатанской гомеопатии". Об этом аллопаты сегодня вспоминать почему-то не любят: "Время, знаете ли, такое было, уровень науки был такой". Ответ на требование "докажите, что вы лечите то-то и то-то с позиций нашей современной науки", может быть только один: вашей моде мы не следуем, давайте конкретного пациента, а не крысиную группу, и если болезнь еще не запущена безнадежно — вылечим или облегчии состояние. И любой другой ответ относительно эффективности методов в медицине не может существовать по определению.

Правда ли, что гомеопатия совершенно безопасна?

Это одно из самых расхожих заблуждений. Часто приходится слышать, что "гомеопатия даже если и не поможет, так не навредит" или "единственное, чем гомеопатия опасна, это потерянным временем". Это далеко не так. Принимаемые часто и особенно в высоких потенциях лекарства могут вызывать серьезное расстройство здоровья. Гомеопат должен очень хорошо понимать, с каким могущественным оружием ему приходится иметь дело. Именно поэтому крайне желательно обращаться лишь к тем гомеопатам, которые имеют соответствующую подготовку и отвечают критериям классического гомеопата.

Можно ли гомеопатию использовать самим, без врача?

Да. Гомеопатия традиционно развивалась и развивается как эффективный, дешевый, удобный, лишенный побочных эффектов и безопасный при грамотном использовании метод домашней медицины. Простуды, желудочно-кишечные расстройства, детские инфекции, прорезывание зубов — вот далеко не полный перечень проблем, при котором гомеопатию можно применять без помощи специалиста. Для того, чтобы разобраться, в каких ситуациях и как применять гомеопатические лекарства, имеется специальная литература по упрощенной гомеопатии, так называемые домашние лечебники. Могу рекомендовать книги"Популярные реперторий и Материя медика. Руководство по безопасному и эффективному применению гомеопатических лекарств" д-ра Люка Де Схеппера и "Домашняя гомеопатическая медицина, или Полное руководство по семейной гомеопатии д-ра Мэссимунд Б. Панос, в подготовке которых к печати в свое время я принимал участие.